Главное

Академик РАН Юрий Кульчин: Изучение морской биоты с помощью синхротрона на Русском приведет к новым открытиям

Глава Дальневосточного отделения РАН, вице-президент РАН, академик РАН Юрий Николаевич Кульчин написал учебное пособие для студентов, которые будут заниматься по программам подготовки специалистов для работы и обслуживания установок синхротронного излучения.

Двухтомник, изданный в ДВФУ, называется «Ускорители заряженных частиц и синхротронное излучение».

Планируется, что установка класса «мегасайенс» - синхротрон «Русский источник фотонов» (РИФ), заработает во Владивостоке на острове Русский через несколько лет. Правительство РФ выделяет на проект 12,4 миллиарда рублей.

Как подчеркивает Юрий Николаевич Кульчин, мегаустановку необходимо грамотно эксплуатировать. Для этого нужны соответствующим образом подготовленные кадры – всего около 300 человек. Это не только ученые-исследователи, но и специалисты в области энергетики, IT-технологий, вакуумной и криогенной техники, автоматики, люди, которые будут управлять источником излучения, менеджеры, юристы и многие другие.

В ДВФУ совместно с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана, Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» и Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт» была запущена образовательная программа «Использование синхротронного излучения».

- Чтобы студенты, отучившись на этой программе, пришли работать на синхротрон и стали его эффективно эксплуатировать, очень важно сформировать у них интерес к самой установке и методам исследований. К своему удивлению я обнаружил, что в России отсутствуют учебники и учебные пособия, которые отражают уровень современных синхротронных исследований, а вся полезная информация содержится в оригинальных научных статьях. Это подвигло меня к написанию учебного пособия, главная цель которого - дать знания, которые позволят начинающему исследователю или студенту, не отвлекаясь на привлечение других литературных источников, получить основные сведения о работе синхротронных источников излучения различных поколений, а также тех современных физических методов исследований, которые открываются с их использованием, - рассказал Юрий Николаевич.

Первый том был издан в 2021 году, он представляет собой экскурс в принцип действия ускорителей заряженных частиц и источников синхротронного излучения, а также тех экспериментальных станций, которые используются на синхротронном источнике излучения НИЦ «Курчатовский институт».

Вторая часть не планировалась, но, когда в институтах ДВО РАН стали обсуждать и разрабатывать перспективные программы исследований для синхротрона РИФ, стало понятным, что начинающим исследователям необходимо дать более широкое понимание, что же можно делать с помощью установки. Так появилась идея написать вторую часть, посвященую описанию современных методов измерений с использованием синхротронного излучения.

В ней, опираясь на современные данные, изложенные в научных статьях, Ю.Н. Кульчин с единых методических позиций сделал обзор всех методов измерений, которые можно проводить с использованием синхротронного излучения. Спектр их довольно широкий – от физического исследования структуры материи до исследований в области медицины и археологии. Второй том появился в 2023 году.

Работающие установки «мегасайенс» используют в самых разных сферах научных исследований, и в учебном пособии Ю.Н. Кульчина приведено множество полезных примеров.

Отметим, что во время недавнего визита во Владивосток заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Николаевича Чернышенко, который побывал в институтах ДВО РАН, Ю.Н. Кульчин поднял вопрос подготовки кадров для работы на РИФе. Он предложил создать несколько целевых молодежных научных лабораторий в институтах ДВО РАН, таких как Институт химии ДВО РАН, Тихоокеанский институт биоорганической химии им. Г.Б.Елякова ДВО РАН , Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, Национальный научный центр Морской биологии им. А.В.Жирмунского ДВО РАН, ФНЦ биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН .

- В этих лабораториях молодые ученые под патронажем маститых ученых ДВО РАН смогут проводить исследования с помощью рентгеновского излучения, максимально полно задействовать мощности синхротронов НИЦ «Курчатовский институт», сибирского СКИФа, наших коллег их дружественных стран Азии, чтобы затем, когда РИФ заработает, перейти работать на него. Этим мы добьемся, во-первых, того, что тематика научных исследований будет подготовлена, во-вторых, укрепится связь между Академией наук и современным исследовательским центром. Крайне важно и то, что с введением в эксплуатацию синхротрона РИФ на острове Русский исследования дальневосточных ученых выйдут на качественно иной уровень. Одно из направлений работы, где мы ожидаем прорывных результатов, – исследования морской биоты. Изучение растений и животных из океана, поможет открыть и создать новые классы веществ – от лекарственных соединений до промышленных материалов.

Больше новостей - в Telegram-канале ДВО РАН